Как проходит оценка СМК
Все больше российских компаний добровольно проходят сертификацию по стандарту ISO 9001 и внедряют на своих производственных мощностях систему менеджмента качества. Для примера, за последний месяц, Единый центр сертификации разработал подобную систему для десятка организаций разных форм собственности.
Примечательно, что после внедрения СМК и получения международного сертификата, многие руководители не забывают о ней, а продолжают проявлять интерес. В первую очередь, их волнуют вопросы оценки того эффекта, который дала система их предприятию.
Теоретическая часть
Прежде чем пытаться дать какую-либо оценку, необходимо изучить теоретическую часть и ознакомиться с некоторыми понятиями.
Российский стандарт ИСО 9000 знакомит читателей с такими определениями:
- Результативность – степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов;
- Эффективность – соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами.
Кроме того, есть еще несколько определений:
- Мониторинг процесса.
Непрерывное наблюдение за процессом и всеми показателями. - Измерение процесса.
Совокупность действий, которые позволяют дать точные количественные величины. - Показатель результативности.
Показатель, полученный в результате применения какой-либо методики измерения и дающий адекватную, объективную характеристику результату. - Критерий.
Некая величина, служащая ориентиром при оценке. - Анализ процесса.
Любая деятельность, которая устанавливает адекватность, необходимость, результативность процесса в деле достижения цели.
Проведение анализа
К сожалению, оценка деятельности предприятия не может быть формализована и обобщена. Результативность и эффективность СМК такие показатели, которые на разных предприятиях сравниваются с разными критериями. Например, критерий «количество продукции за период» для небольшой компании и международной организации будут совершенно разными.
Поэтому можно дать только общие рекомендации по организации анализа, а также посоветовать сравнивать результаты предыдущих оценок деятельности системы с текущими. Термин «постоянное улучшение» не зря заложен в основные принципы ISO 9000 – именно на этот показатель необходимо ориентироваться любому предприятию, которое планирует улучшать свою деятельность.
Примечательно, что оценка системы менеджмента качества в рамках предприятия это тоже процесс, один из этапов внутреннего аудита организации. Соответственно, будучи процессом, согласно требованиям ISO 9001, у него должны быть входные и выходные данные.
«Входы» на которые стоит обратить внимание руководству при проведении анализа системы качества:
- Результаты предыдущих проверок;
- Сведения, поступившие от потребителей по обратной связи;
- Показатели качества выпускаемой продукции;
- Список действий, которые были сделаны после предыдущих оценок;
- Внешние факторы, возможно повлиявшие на процесс.
«Выходом» станут рекомендации по улучшению, список действий, которые необходимо совершить для модернизации системы.
Таким образом, можно обобщить все вышеизложенное. Эффективная СМК на предприятии – это система, которая пытается получить от деятельности максимальный эффект, при минимальной затрате ресурсов. Такая СМК стимулирует экономический рост организации и гибко реагирует на изменение внешних условий.