Основные принципы СМК ИСО 9001
Развитие рыночной экономики невозможно без ужесточения конкуренции в самых разных областях и отраслях. В этом случае очень важно становится создать правильный имидж компании и поддерживать высокий уровень репутации. Ведь не секрет, что при равноценных предложениях, шанс стать партнером выше у той компании, которая имеет более серьезную репутацию.
Если у компании мощная поддержка авторитетных людей, если о ее работе положительно отзываются другие организации, то она и сама приобретает определенный вес в бизнесе. Именно поэтому современные руководители стараются найти поддержку таких организаций, чей авторитет никто не подвергает сомнению. И пожалуй самой компетентной в данных вопросах считается International Organization for Standartization (ISO). В переводе на русский язык – Международная организация по стандартизации.
Специалисты данной организации разработали серию стандартов ISO 9000, которые могут быть применены к любой компании или предприятию и характеризуют их отношение к поддержанию качества продукции. Соответствие данным стандартам позволяет компании получить сертификат, который станет лучшей рекомендацией для потенциальных партнеров.
Что такое ISO 9001?
Стандартов ISO несколько десятков. Многие из них слишком конкретизированы и относятся к определенной отрасли. Но общие принципы, который применимы к любой сфере деятельности, расписаны всего в нескольких. А про качество продукции и вовсе говорят только три:
- iso 9000
- iso 9001
- iso 9004
В первом из них даны определения и термины. В третьем рассказано, как можно улучшить качество. Но чтобы получить сертификат необходимо изучить ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования». Именно принципы менеджмента качества ИСО 9001 являются основополагающими и гарантируют прочим участникам рынка, что данное предприятие тщательно следит за тем, чтобы выпускать качественные продукты и услуги.
Популярность ISO 9001
С момента издания стандартов серии iso 9000 в 1987 году, сертификат международной организации постарались получить десятки тысяч компаний. Почти сотня государств использует данные документы в национальной стандартизации. Любая уважающая себя компания, начиная свою работу, уже задумывается о получении сертификата. Ведь, если подобного документа нет, значит организация не способна грамотно выстроить рабочий процесс.
Почему же именно данный стандарт так популярен?
- В данном стандарте нет конкретных требований, а лишь общие. Это скорее даже принципы организации рабочего процесса. Соответственно их можно масштабировать в любую сторону. А значит, по ним может работать как огромный завод, так и небольшой цех.
- Именно стандарт iso 9001 стал тем документом, который подтверждает «зрелость» организации. Благодаря ему, потенциальные партнеры могут оценить друг друга еще до начала взаимодействия.
- Сама подготовка фирмы к прохождению сертификации приносит ей огромную пользу, наводит порядок на многих этапах производства.
Основные принципы ИСО 9001 всех стандартов
Как это ни странно, но основные принципы iso 9001 содержат всего 8 элементов. Тем не менее, их вполне достаточно, чтобы сделать выполнение работы на любом предприятии более качественным.
- Ориентация на потребителя
Разумный принцип, который говорит, что никакое производство товаров и услуг не нужно без потребителя. А значит, именно интересы потребителя должны стоять на первом месте. - Лидерство руководства
Именно руководитель в первую очередь должен быть заинтересован в качестве продукции. Вникнуть в процесс, создать благоприятную обстановку для коллектива, следить за качеством процессов. - Вовлечение работников
Люди на производстве не должны отбывать повинность. Если их заинтересовать, вовлечь в процесс, то и отдача от их работы будет выше. - Процессный подход
Вся полезная деятельность должна рассматриваться как единый, непрерывный процесс. У него есть входные данные, ресурсы, операции над первичными ресурсами и данными. Завершаться процесс должен выходом, то есть конечным результатом, который может быть передан потребителю или в следующий процесс. - Системный подход к управлению
Любое управление должно учитывать все связи процессов внутри производства. Управление отдельными процессами в отрыве от общего невозможно. - Постоянное улучшение
Организация не может стоять на месте. Стагнация непременно ведет к деградации работников и процесса. Соответственно, чтобы качество не ухудшилось, вся организация должна постоянно улучшаться. - Принятие решений на основе фактов
В своей работе необходимо полностью отказаться от домыслов, предположений, субъективных мнений. Только анализ объективных фактов позволит принять верное решение. - Взаимовыгодные отношения с поставщиками
Развиваясь сам – развивай свое окружение. Помогая поставщикам стать лучше, организация сокращает свои расходы. В дальнейшем можно будет меньше следить за качеством сырья, быть уверенным в своевременности поставок и так далее. Это поможет гораздо меньше тратить на контроль поставщиков.