Основные положения системы менеджмента качества
Что такое система менеджмента качества
Попробуем объединить все определения, которые разработали в международных и национальных организациях по стандартизации.
СМК – это система, функционирующая на предприятии и выполняющая все функции по формированию целей и политики компании в вопросах качества. В данном случае под всеми функциями подразумевается не только разработка и планирование, но и анализ результата, контроль за исправлениями.
В структуру данной системы входит нескольких элементов:
- Собственно организация.
Все сотрудники и их взаимоотношения, у которых есть все необходимые полномочия и между которыми распределена ответственность за происходящее на предприятии. - Процессы.
Деятельность предприятия, которая преобразует «входы» (поступающие ресурсы и данные) в «выходы» (полученные ресурсы и данные). В любой организации множество процессов и «выходы» одного процесса нередко становятся «входом» другого. У каждого процесса есть процедура – то есть правильный способ выполнения данного процесса. Процедуры, как правило, оформлены в виде документа. - Документы СМК.
Сюда входит вся информация на любых носителях, которая необходима для функционирования системы. Для примера, укажем тут официальные документы описывающие
- должностные инструкции;
- политику компании по поддержанию качества продукции;
- ответственность тех или иных работников за определенные процессы;
- инструкции по контролю качества;
- приказы и распоряжения по предприятию;
- прочие документы, связанные с менеджментом качества.
- Ресурсы.
Сюда относятся как человеческие, так и ресурсы времени, которые необходимы и используются для изготовления качественной продукции на предприятии.
Для чего нужна СМК на предприятии?
Согласно стандарту ISO 9001 основное предназначение предприятия – это работа для потребителя. Соответственно СМК в любой компании, в первую очередь, должна настраивать производство так, чтобы на выходе получался продукт, удовлетворяющий самые высокие запросы потребителей по качеству.
Обратим пристальное внимание на такой момент — система менеджмента качества не может контролировать готовый продукт поштучно. Цель данной системы в том, чтобы организовать всю работу на предприятии на недопущение брака.
В целом, внедрение СМК на предприятии позволит добиться следующего:
- Увеличение прозрачности всех процессов.
- Повышение управляемости, как отдельных процессов, так и предприятия в целом.
- Произойдет развитие персонала на каждом уровне.
- Повысится конкурентоспособность организации на внешнем рынке.
Основные положения системы менеджмента качества
Удовлетворение пожеланий потребителей в вопросах качества основная задача работы любого предприятия. Чтобы правильно выполнить эту функцию, нужно знать и понимать основные принципы СМК.
К ним относятся следующие постулаты:
- Любое предприятие ориентирует свою работу на потребителя.
- Руководитель должен быть вовлечен в процесс и максимально участвовать в жизни компании.
- Сотрудники должны быть вовлечены в процессы, участвовать в улучшении качества.
- Всю деятельность необходимо разбить на процессы.
- Управление организацией должно быть грамотным и последовательным.
- Система производства должна подвергаться анализу и постоянно улучшаться.
- При принятии решений важны только факты и исключаются субъективные оценки.
- Отношения с поставщиками должны иметь выгоду для всех сторон.
Как создать эффективную систему и сертифицировать ее?
Специалисты нашего Единого центра сертификации разработали и внедрили подобные системы на множестве предприятий. За это время нами был досконально изучен гост система менеджмента качества и выработан определенный алгоритм получения документов. Такая последовательность действий позволит в максимально короткие сроки внедрить СМК на предприятии.
Последовательность мероприятий:
- провести анализ существующей схемы;
- организовать обучение сотрудников;
- разработать СМК для предприятия или улучшить имеющуюся систему;
- внедрить разработанную систему;
- подать документы на сертификацию;
- следить за актуальностью и эффективностью СМК.
При этом, вся последовательность действий, в обязательном порядке, должна придерживаться признанных в мире принципов. Именно они позволяют создать систему, которую оценят аудиторы и которая без проблем получит сертификат.
Однако, прежде чем подавать документы о сертификации, желательно провести несколько внутренних аудитов, проверить чтобы были выполнены основные положения системы менеджмента качества.
И только когда в руководстве будут уверены, что организация сделала все возможное для улучшения существующей схемы работы и готова к сертификации, можно будет пригласить внешних аудиторов.