В России всё большее число предприятий различной формы собственности принимает решение о сертификации системы менеджмента качества (СМК) в соответствии с положениями серии соответствующих нормативов
Эта разработка ISO (так кратко обозначается международная организация по стандартизации) наделяет компанию, применяющую её, целым рядом преимуществ, которые выражаются в:
- обретении способности стабильно предоставлять услуги и продукцию, в полной мере удовлетворяющие запросы потребителей, существующие требования законодательных и нормативных актов;
- появлении существенно больших возможностей в деле концентрации усилий на рисках и перспективах в вопросах, касающихся среды и целей компании;
- возрастании потенциала организации в вопросах повышения удовлетворённости потребителей предоставляемыми товарами и услугами;
- акцентирование внимания потенциальных деловых партнёров на соответствии всех областей деятельности предприятия требованиям, устанавливаемым СМК.
Что такое СМК. На соответствие положениям каких нормативов она сертифицируется
Системой менеджмента качества именуется часть единой системы управления организацией, функционирующая в направлении обеспечения стабильно высокого качества выполняемых работ, предоставляемых услуг и производимой продукции.
Вопросы, касающиеся различных аспектов менеджмента качества, регламентируются группой международных стандартов (разработка ИСО) серии ISO 9000. Среди них нормативом используемым для сертификации СМК, является норматив ISO 9001:2015. На территории России ведётся интенсивная разработка стандартов ИСО, которые являются аналогами или аутентичны международным нормативам. В данном случае, российский ГОСТ Р, идентичный упомянутому выше международному, это норматив ИСО 9001-2015.
Объектами менеджмента в СМК выступает качество:
- продукции;
- услуг;
- работ;
- процессов, итоговым результатом которых является продукция;
- управления;
- среды, в которой происходит выполнение процессов.
В связи с этим любая СМК разрабатывается под конкретную организацию, с учётом специфики деятельности последней. При этом данная система охватывает все этапы жизненного цикла товара/услуги, привлекает к участию в управлении параметрами качества всех сотрудников организации.
Оптимально выстроенный процесс построения методологии управления качеством с учётом рекомендаций, заложенных в стандарты серии ISO можно определить, как её усовершенствование через нацеливание СМК на оптимизацию всех бизнес-процессов и ориентацию на максимальное удовлетворение потребностей конечного потребителя.
Лицо, принимающее решение о получении сертификата СМ, предварительно должно определить, какой статус должен иметь требуемый документ.
Если планируется использование полученного СМК на территории государств ЕАЭС, то работы могут выполняться согласно национального норматива 9001-2015, уполномоченным органом, который должен соответствовать положениям российского ИСО/МЭК (аналог ISO/IEC с тем же номером) 17021-2012 (ГОСТ Р).
Когда полученному документу необходим статус международного сертификата, то есть требуется стандарт ISO, разработка по нормативу 9001:2015 (ISO), включая аудит. Легитимный документ имеет право оформить только компания, имеющая аккредитацию при соответствующем техническом комитете (ТК ISO). В России таких нет.
Общие сведения о сертификации системы менеджмента компании
Основным документом, определяющим требования к осуществлению данной процедуры на территории России, является норматив 55568-2013. Этим ГОСТ Р определён алгоритм работ, список внутренних документов организации, планирующей сертифицировать СМК, рассмотрены все основные аспекты данной процедуры.
Целями осуществления данной процедуры являются:
- определение соответствия действующей СМ компании нормативу ИСО 9001-2015;
- её способность удовлетворять требования конечного потребителя и действующих законодательных актов;
- результативность существующей СМК.
Область использования СМК заявляется заказчиком, сертификации, устанавливается уполномоченным органом. При этом последний руководствуется результатами выполненного аудита.
К объектам аудиторских проверок, проводимых при сертификации СМК, относятся:
- область использования данной системы.
В рамках указанной проверки анализируется полнота охвата СМК всех этапов жизненного цикла товара (по каждой из позиций, поименованной в заявке).
- качество услуг/работ/товаров (далее, продукции)
Анализируется реальное соответствие товаров запросам потребителей, информация надзорных органов, мониторинга, базовые требования компании к товару.
- документы системы
Все они поименованы в приложении норматива 55568-2013 («Г»). Требования к наличию документов СМК смотри ст. 6.4. настоящего норматива.
- процессы СМ
По умолчанию, объектами аудита считаются процессы СМ, реализация которых обеспечивает выполнение компанией требований потребителя, действующего законодательства, обязательных требований, касающихся продукции предприятия.
В рамках проводимых проверок анализируются требования к товару, сформулированные действующими ТР, иными нормативами.
Процесс сертификации
Включают первичную аудиторскую проверку, осуществляемую в два этапа, последующие инспекционные контроли на протяжении срока легитимности сертификата СМК, ресертификационный аудит, проводимый по заявлению держателя сертификата до завершения срока его действия (3 года).
Организация работ
Начинаются они после поступления соответствующей заявки (форма «А»), поданной в орган, занимающийся вопросами сертификации. Её содержание регламентируется п. 7.2.1. вышеназванного норматива.
Дальнейшая последовательность действий предусматривает подписание договора на осуществление сертификации СМК, формирование комиссии (рабочей группы), которая будет заниматься данным вопросом.
Первый этап контрольной проверки (аудита) организации
Данные работы проводятся, чтобы:
- определить соответствие имеющихся документов СМК положениям действующих нормативов;
- оценить фактическое местоположение организации, от которой поступила заявка, фактических условий размещения её мощностей по выпуску продукции;
- проанализировать состояние имеющейся СМК, понимание заказчиком сути требований норматива ИСО 9001-2015 (иных документов, например, ИСО 14001).
Определяется готовность организации ко 2 этапу проверки.
- Собрать сведения о процессах, контролируемых и определённых СМК, о выявленных исключениях, положениях законодательства, которыми формулируются требования в части деятельности компании, проходящей аудит;
- оценить фактическое планирование и выполнение внутреннего аудита и анализа СМ руководством предприятия;
- правильно организовать работу на 2 этапе проверки, рационально распределить для этого имеющиеся ресурсы, согласовать порядок допуска аудиторов к имеющимся документам СМК, назначить сопровождающих от сертифицируемой компании.
На этом этапе лицу, возглавляющему комиссию, предоставляется весь комплект документов, поименованных в приложении «Г». Если он посчитает необходимым, ряд иных, наличие которых требуется для качественного осуществления аудита. Документы проходят всесторонний анализ. При необходимости, дорабатываются или перерабатываются с учётом высказанных проверяющими замечаний.
Этот этап проводится с выездом на объект заказчика или без такового.
Подготовка 2 этапа проверки (подготовительная стадия)
Он проходит исключительно в организации, подвергающейся проверке в рамках процедуры сертификации. Задача, оценить реальную результативность действующей СМК.
На 2 этапе готовится план аудита, проводится проверка, по результатам которой оценивается имеющаяся СМ, готовится и рассылается заинтересованным лицам Акт проверки.
Вопросы, которые требуется учесть на стадии планирования, поименованы в п. 7.4.2. норматива 55568.
Проведение второго этапа
Он начинается со служебного совещания группы проверяющих совместно с руководством организации. На данном мероприятии решаются все организационные (технические) вопросы предстоящей проверки. Далее:
- выполняется собственно проверка СМК, включающая выполнение комплекса мероприятий, установленных п.п. 7.5.2.1.;
- собираются, проверяются и регистрируются данные, касающиеся критериев предстоящей проверки, и объектов последней;
- формируются выводы;
- они классифицируются и регистрируются;
- выполняется комплекс мероприятий, связанных с выявленными недостатками и доведением уведомлений о их наличии до руководства компании.
При устранении замечаний в процессе работы комиссии, выявленные недостатки исключаются из перечня (что фиксируется в Акте)
Разрабатывается и согласуется план устранения выявленных недостатков и сроки его реализации. Последние определены в подпункте 7.5.2.5. норматива 55568.
После устранения замечаний соискатель подаёт повторную заявку.
- Если недостатков не выявлено, по результатам проверки составляется Акт, который рассылается согласованным получателям.
Завершение процедуры сертификации. Регистрация сертификационного документа и его выдача заказчику.
Сертификация СМК не может считаться завершённой до полного устранения всех выявленных недостатков. Если для этого требуется значительное время, по результатам проверки оформляется отказ в оформлении соответствующего СМК.
Если замечаний нет, или они своевременно устранены (до окончания аудита), принимается решение о том, что проверяемая СМК соответствует требованиям норматива ИСО 9001-2015. Далее оформляется сертификат, по форме, установленной приложением «Л», осуществляется его регистрация. Документ передаётся заявителю.
Инспекционный контроль компаний, имеющих сертифицированную СМК
Пока действует полученный сертификат, проводится инспекционных контроль организации (внеплановый/плановый). Последние должны проводиться ежегодно.
Вся полнота ответственности за функционирование сертифицированной СМК возлагается на держателя документа (сертификата).
Сертификат может быть ресертифицирован (продлён) на условиях, определяемых нормативом 55568.