8 (800) 775 81 64
Звонок по России бесплатный
Москва
Санкт-Петербург
Екатеринбург
+7 (495) 648 66 63
+7 (812) 748 24 56
+7 (343) 237 26 31
Нижний Новгород
Казань
+7 (831) 212 37 58
+7 (843) 203 93 57

Стратегические цели корпорации, компании, предприятия – различные. Включают маркетинговые – ассортимент, сегмент, конкурентоспособность или финансовые – планы, бюджет и др. Все цели подчинены также природоохранным, преследующим функционирование организации без ущерба окружению, среде функционирования.

Система экологического менеджмента на предприятии

Поэтому система экологического менеджмента (далее, коротко СЭМ) – необходимость, диктуемая принципами регулирования связей с окружением, общесистемными принципами. Оптимальность управления, регулирования – здесь высшая цель, но часто недостижимая на практике. Поэтому следует добиваться локальных оптимумов, рационального, ресурсосберегающего, безопасного для экологии продукции (товаров, услуг), производственных условий.

Процедуры, принципы экологического менеджмента на предприятии требуют обеспеченных ресурсами идентифицированных целей, адекватных задач, решений (при лимитировании ресурсов и случайности ряда ситуаций), четкой идентификации полномочий персонала, подразделения.

 Этапы формирования

 Этапы разрабатываемой системы экологического менеджмента реализуются следующими процедурами.

  • Анализ, формулирование общей цели, гипотез формирования, обеспеченности ресурсами применения экологических подходов с ранжированием по приоритетам, классификацией согласно проводимой производственно-экономической политики.
  • Составление аналитического эко-обзора состояния.
  • Идентификация эколого-экономических задач, методов (алгоритмов) рассмотрения, прогнозирования ситуаций.
  • Распределение полномочий (прав, обязанностей, интеграции) персонала, подразделений.
  • Тренинг и обучение работников, экологический менеджмент должен быть профессионален, подготовлен в области современных, актуальных проблем.
  • Разработка плана по экологии, оперативному, регулярному мониторингу ситуаций, проведению аудита состояния, выполнения соответствующих мероприятий.
  • Принятие, на основе полностью и правильно выполненных пунктов 1-6, обоснованного, эффективного решения, оценки системы экологического менеджмента, подготовка, публикация соответствующей декларации.

 Регулируемость и требования

Разрабатываемая СЭМ должна регулироваться международными требованиями (экология, качество, управляемость). Например, международными  требованиями ИСО 14001, добровольно регулирующими качество, отношения коммерческих целей, безопасности окружения (ущерба, возмещения).

Для создания релевантного, удовлетворяющего международным или евростандартам интегрированного комплекса, реализуется пакет взаимосвязанных задач по эффективному, гибкому (без бюрократизма) согласованию планов предприятия, партнеров, заинтересованных структур, корпоративных членов, партнеров. Такая система экологического менеджмента опирается на мониторинг, идентификацию, классификацию управляемых параметров, адаптивное моделирование, регулирование с целью удержаться на нужной траектории эколого-экономического развития.

Конкурентоспособность, прибыльность, устойчивость, безопасность производства обеспечивается оптимизацией базовых бизнес-процессов. Вложения в экологический менеджмент – это инвестиции в имидж компании. Особенно, если выполнены профессионально, с помощью надежного, известного единого центра сертификации, гарантирующего беспроблемное участие в государственных тендерах, допуск к сложным, объемным заказам. Такая необходимость может понадобиться неожиданно, поэтому о сертификате лучше позаботиться заранее, с помощью привлечения услуг профессионалов. Только специалисты центра дадут «официальную бумагу», неформальные возможности оптимизировать внутренние процессы компании в интересах окружения.

Что учесть, каких основных выгод придерживаться?

Согласованный с производственно-экономическим развитием организации экологический менеджмент учитывает основные положения по следующим мероприятиям, процедурам:

  • ресурсосбережению, особенно, невосполнимых;
  • охране среды;
  • учету национальных, региональных, корпоративных интересов;
  • снижению риск-ситуаций, негативности последствий принятых поспешно решений;
  • соблюдению стандартов качества, безопасности (труда, продукции, безопасности);
  • проведению релевантного мониторинга, аудита;
  • повышению эко-технологической подготовленности персонала (тренинг, повышение квалификации, самообразование);
  • энергосбережению, экономичности.

Внедрение системы экологического менеджмента даст выгоды разностороннего плана: внешние (имидж, конкурентоспособность, кредитуемость), внутренние (структурирование, организованность, рост мотивации, эко-культуры персонала).

Недостатки, замеченные на некоторых предприятиях, касаются рассогласованности между решаемыми практическими проблемами и требованиями стандартов, бюрократизма, сложности анализа, критериев эффективности, сертификации.

Целями системы экологического менеджмента могут выступать получение преимуществ (выгод) для отраслей, сегментов, деятельности в рыночной нише, обеспечение инновационными инструментами (методологиями), применяемыми для исследований, защиты, инвестиционным портфелем заказов – эколого-ориентированных, не ведущих к загрязнению отходами производства, ущербу среде. Природоохранные качества, свойства легко разрушить некорректным взаимодействием с окружением. Добиваемся устойчивости, переносим акценты выпуска – используем натуральные, безопасные виды сырья, материалов.

Маркетинг-стратегию и экологическую стратегию формируют единые цели, как правило, одна производственная линия, общая «линейка» продуктов, общие принципы экологической приемлемости, гибкой переориентации на минимизацию, переработку вредных отходов.

Эко-ориентированность персонала, работников

Когда экологический менеджмент квалифицированный, мотивированный, можно оценивать труд работников адекватно, например, применяя специальные KPI (коэффициенты участия), осознавая защитные мотивы и связи с карьерным продвижением. Примеры KPI: мера участия в защите, обосновании проекта, соблюдение эко-нормативов на рабочем месте, мотивационная активность.

Требования к общему самоповышению квалификации: креатив, творческий (инициативный, проектный) подход, оптимизированное, основанное на доверительности администрирование, информированность, индивидуализация подхода.

Используем все возможности. Хотя доступных эффективных стратегий немного, часто они неразличимы, но эффективны в комплексе. Независимо от отслеживаемой стратегии, следует эффективно управлять поддерживающими тактическими исследованиями. Заниматься спецмониторингом, акциями, отслеживать изменчивость продукта, эколого-ориентированный спрос, осуществлять поддержку бизнес-процессов, инфраструктуры. Для эффективности системы экологического менеджмента важно обеспечить потенциальные, адаптационные способности производственного цикла, возможности в «точках встречи» с потребителями, партнерами.

Экологический менеджмент влияет через управляемые параметры (точнее, через диапазоны изменений их значений) на поведение компании (организации), регулируемое (моделируемое) с помощью эко-потенциала, например, затратами ресурсов (сырья).

В экологии ориентированность на управляемость – не только оптимизация, контроль бизнес-процессов, это и сопровождение, автоматизация процессов в целях улучшения эко-обстановки. Эволюция производственных усилий повышает устойчивость, деятельность, близость к траектории эко-развития. Здесь важен не только производственный, но и эко-потенциал предприятия, неконфликтность природоохранных установок с производственно-экономическими целями, бизнес-процессами. Хотя бы в критических, возврата на траекторию развития, точках.

Используются процедуры, оценивающие различные критерии эффективности выбранной природоохранной политики, стратегии. Если компания обладает сформированным объемным, активным хозяйственным портфелем, важно иерархически учесть критерии:

  • корпоративные (цель – эволюция корпорации, сегмента, отрасли);
  • бизнес-ориентированные (цели – адаптация, долгосрочное обеспечение конкурентных возможностей в «нише» рынка);
  • функциональные (цели – перевооружение, «экологичность» производства, продукта, отходов).
  • производственно-технологические (цель – переход к лучшим материалам, продуктам, технологиям, управлению процессами).

Эко-потенциал – многосторонняя категория, включающая аспекты:

  • достижимость требуемых (достаточных по нормативам) условий производства;
  • адаптивность, самоорганизация с учетом окружения (рынок, среда);
  • применимость новых, более совершенных отношений, средств;
  • устойчивость, обеспечение параметров среды на уровне нормативных величин (или выше);
  • применимость инноваций (методов, технологий, материалов);
  • природоохранная привлекательность для инвесторов;
  • самоорганизация, за счет внутрисистемного образования пространственно-временных приемлемых структур.

Эволюционный процесс – непрерывен, сложен, воздействует на потенциальные возможности, потребности выпуска продукции. Случайные воздействия могут влиять на защитный потенциал. Поэтому необходимо идентифицировать все факторы (параметры, диапазоны изменений), ранжировать по значимости (обновляемости, управляемости), провести релевантный статистико-математический анализ, найти интегральную оценку эко-потенциала.

Природоохранная ориентация принятия решений

Небольшая активность российских компаний по развитию эко-потенциала часто снижает конкурентоспособность продукции. Важны системно-природоохранные принципы действий управления. Основные (системного характера) методы принятия обоснованных решений реализуются на принципах:

  • системности, междисциплинарного характера (экономика, экология, медицина, др.);
  • стандартизации, специального анализа, поиска индивидуального, специального подхода в нестандартных эко-ситуациях;
  • информированности, своевременности, полноты, непротиворечивости информационно-логической базы, «облачного» ее представления, доступа к базам;
  • автоматизации управленческих бизнес-процессов, доведения до реализуемых автоматически (автоматизированных) воздействий;
  • ответственности, учета критических для окружения последствий, всевозможных реализаций, сценариев поведения;
  • свободы выбора (иерархии управления, СЭМ);
  • согласования прав и обязанностей производственников, управленцев, экологов, представителей иных заинтересованных ведомств, организаций;
  • творческого подхода.

Принятие любого приемлемого, эффективного «по экологии», решения опирается на стадии: настройка, распределение приоритетов – целеполагание (установка) – выбор критериев успешности (релевантности) – построение информационно-логической модели – планирование – реализация – анализ (релевантности модели) – обратные связи – модификация, оптимизация (если требуется, возможно, например, при небольшом числе вариантов выбора).

Стратегическая подсистема производства

Внедряя СЭМ, следует учесть, что на крупных производствах, структурах ее вариант уже существует, необходима активная оперативная модернизация. Возможна функциональная разобщенность, понадобится вовлечение персонала, разработка новой интеграционной структуры, даже согласование природа-пользовательских потребностей поколений, распределение прав, ответственности.

Факторы риска становятся сложными, как возможности их учета, растет неопределенность, усложняются критерии эффективности природоохранных усилий, а также подходы к страхованию («кредитные»). Используют классический и нетрадиционный инструментарий – эвристики, экспертизы, риск-менеджмент, индикаторные, нечеткие, многокритериальные методы, этические подходы, эволюционное моделирование и генетические алгоритмы. Совершенствование методов, механизмов, стимулирующих проведение ситуационного (компьютерное, имитационное) моделирования – также веяние времени. Ситуационное моделирование, прогнозирование очень благодатная среда, можно использовать множество различных сценариев коллективного решения проблем. Каждая ситуация имеет свой релевантный инструментарий.